< html> Методическая разработка «Помогите птицам» - 13 Февраля 2010 - Школьное лесничество - Школьное лесничество

Школьное лесничество

"ЭРОН" 

МЕНЮ
Категории раздела
Нормативно правовые документы [13]
Визитная карточка [2]
Методическая копилка [31]
Воспитательная работа [10]
Достижения обучающихся [4]
Публикации, отзывы [7]
Это интересно [14]
Лесоведение [6]
Материал для юных лесоводов
Почвоведение [9]
Материал для почвоведов, для подготовке к слётам
Геоботаника [2]
материал для подготовки к слёту юных ботаников
Зоология [3]
Гидробиология [3]
Охрана природы [2]
Лесные робинзоны [2]
Экология [1]
ОПРОС
Какие планы на лето?
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 87
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВОЙТИ НА САЙТ
Besucherzahler where to meet single russian and ukraine women
счетчик посещений
Главная » 2010 » Февраль » 13 » Методическая разработка «Помогите птицам»
09:30
Методическая разработка «Помогите птицам»

  «Помогите птицам»

 Методическая разработка

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Птицы – наши ближайшие соседи на планете. Нет на Земле такого уголка, где бы ни встречались птицы.

Велико значение птиц в жизни человека. Более 5000 лет назад началось одомашнивание птиц. Птицы – наши друзья и помощники в борьбе с вредными насекомыми. Особенно полезны те виды птиц, которые остаются в наших местах на весь год.

К сожалению, совместная культура ведет человека к отрыву от природы, с которой он находился когда-то в гармоническом единстве. То. Что навсегда было близким и понятным, становится далеким и чуждым. Отсюда варварское отношение горожанина к тем немногим росткам живого и прекрасного, которые сохранились в условиях каменного мегаполиса. Отсюда и жестокость человека, способность свернуть шею лебедю, плавающему в городском пруду. Часто мы сталкиваемся и с жестокостью детей, которые стреляют в птиц из рогаток и игрушечных пистолетов. Поэтому очень актуальна проблема воспитания у детей бережного отношения к окружающему миру. Дети, изучающие жизнь природы, никогда не будут разорять гнезда птиц, ломать деревья и кусты, бросать мусор.

Акция «Кормушка» является частью программы по экологическому воспитанию школьников. Данная методическая разработка является обобщением опыта работы в этом направлении, накопленной на городской Станции юных натуралистов. Традиционно на нашей Станции проводится «День птиц», в котором участвуют школьники города. Но мы не должны вспоминать о птицах только весной. Не менее важно заботится о них в течение всей зимы. Для этого необходимо еще осенью заготавливать корма для птиц, изготовить и развесить кормушки. Нужно подкармливать птиц всю зиму. А праздник «День птиц» должен стать итогом работы, проведенной за год.

Акция предполагает участие школьников среднего звена: 4-8 классов. Посильное участие могут принимать в работе и младшие школьники, которые могут помогать родителям.

Акция может проводится в рамках одной школы, одного района или быть общегородской. Каждый этап акции заканчивается отчетом. Дети, участвующие в акции, получают знания о жизни птиц, приобщаются в работе по охране птиц, приобретают навыки наблюдений за жизнью пернатых. Самостоятельно изготавливая кормушки и скворечники, школьники приобщаются к техническому творчеству.

 Цель: 

• Воспитание у детей бережного отношения к окружающему миру через приобщение к практической работе по охране природы и птиц в частности.

Задачи:

• Расширение знаний по экологии и зоологии.

• Воспитание культуры проведения школьников в природе.

• Привитие трудовых навыков в процессе природоохранной работы.

• Организация досуга школьников.

 ЭТАПЫ АКЦИИ 

 Этап

 

Название

Сроки проведения

I

 

1. Сбор и заготовка кормов для птиц

2. Осенние учеты в рамках «Всемирных дней учетов птиц»

 

Сентябрь-октябрь

Октябрь

II

Изготовление и развешивание кормушек на территории парков, скверов, школ и дворов

Ноябрь-декабрь

III

 

1. Зимние учеты птиц

2. Изготовление и развешивание листовок с призывами об оказании помощи птицам

3. Агитационные выступления среди школьников

 

Январь

Январь –

февраль

Январь-февраль

IV

Изготовление и развешивание скворечников для перелетных птиц в местах гнездования

Март

V

Заключительное мероприятие «День птицы»

Апрель

 I ЭТАП 

 Заготовка корма 

Корм для птиц рекомендуется заготавливать совместно с юннатами. Сбор кормов можно совместить с загородной прогулкой или экскурсией в парк. В качестве корма прекрасно используется:

1. Репейник - корм для щеглов, зеленушек, чечеток. собирать его можно ветками или отдельно головами с семенами. хранят репейник в бумажных пакетах или мешках. можно обмолотить.

2. Семена ясеня - отличный корм для снегирей. Собирают, высушивают и развешивают возле кормушек.

3. Семена крапивы – хорошо едят все зерноядные птицы. Можно собирать и сушить вениками.

4. Лебеда - охотно поедают чечетки и другие зерноядные птицы. Хранить можно в виде веников и обмолотить.

5. Ягоды рябины, калины, бузины, мелкие яблочки – любимый корм снегирей, свиристелей, дроздов. Ягоды лучше собирать после заморозков и хранить в замороженном виде.

6. Семена арбуза, дыни, тыквы – охотно поедаются синицам и поползнями. Заготавливают их так: собранные семена промывают водой, рассыпают на лист бумаги и высушивают. Хранят в мешочках.

7. Подсолнухи – мелкие семена едят все птицы, но лучше их насыпать в кормушку раздавленными.

8. Сырое сало – превосходный корм для синиц, особенно в сильные морозы. Сало ни в коем случае не должно быть соленым.

9. Семена березы – собирают сережки, сушат и хранят в мешочках.

 В конце первого этапа школьники подают отчеты о количестве заготовленного корма. 

Осенние учеты.

В начале октября Союз охраны птиц совместно с Международным Союзом охраны птиц проводит осенние учеты. Отчеты нужно отправляют в Москву. Всем участникам этого мероприятия высылаются брошюры, с подтверждением участия.

 II ЭТАП 

 Изготовление и развешивание кормушек. 

Изготовить кормушки совсем несложно:

1. Самая простая – картонная коробка из-под сока или пластиковая бутылка с проделанным отверстием размером 4х4 см. Так же просто изготовить дощечку с бортиками. Такая кормушка вполне пригодна, если кормить птиц где-нибудь под крышей.

2. Самая распространенная кормушка для птиц – домик. Его можно сделать из старого посылочного ящика, убрав боковые стенки и оставив крышку и дно.

3. Простейшую автоматическую кормушку можно сделать из бутылки. Два проволочных кольца удерживают бутылку в перевернутом виде, снизу к горлышку подвешен лоток с бортиками с небольшим зазором. Засыпанный в бутылку корм высыпается в лоток по мере его поедания. Бутылка должна быть светлой, темный цвет птиц отпугивает. 

4. Для наблюдения за птицами удобно сделать оконную кормушку. Это ящичек с односкатной крышей и боковыми стенками из оргстекла. С торцевых сторон прорезают отверстия-клетки. Кормушку вешают на окно рядом с форточкой, через которую и засыпают корм.

5. Для подвешивания кусочков сала, мяса удобна кормушка-наколка, согнутая из проволоки. Проволока не должна быть слишком мягкой, но и стольная неудобна.

 Для развешивания кормушек необходимо выбрать хорошие места, укрытые от ветра и недоступные для кошек. 

Этот этап также должен заканчивается отчетом. Можно его закончить и викториной.

Наблюдения у кормушек и подкормка птиц.

Эта часть работы должна длится всю зиму.

Прежде всего, нужно определить, какие виды птиц посещают кормушки и подсчитать число особей каждого виды. Для этого нужно воспользоваться определителем. Дети младшего возраста определяют птиц по картинкам.

Постараться выяснить особенности питания и поведения:

- Какие виды птиц, какие корма предпочитают.

- Как ведут себя у кормушки: поедают ли корм на кормушке или отлетают;

- Каковы взаимоотношения между отдельными видами птиц и между особями одного вида.

       Обязательно нужно вести дневник наблюдений. Синицы могут брать корм прямо с руки, что очень нравится не только детям, но и взрослым. 

Учет зимующих птиц заканчивается тоже отчетами.

Зимующие птицы

1. Синица. У нас встречается пять видов синиц. Самая известная – большая синица. Зимой 90% синиц гибнет от голода. Лучший корм для синиц на кормушке – подсолнечник, арбузные и дынные семена, конопля, мясо и сало.

2. Поползень. На кормушке редкий гость. Одновременно напоминает и дятла и синицу. Немецкое название так и переводится «дятлосиница». Чаще поползень не поедает корм в кормушке, а растаскивает его и прячет по расщелинам и складкам коры деревьев.

3. Воробей. Это самые многочисленные зимующие птицы. Существует 2 вида: домовые и полевые. Это кочующая армия прожорливых птиц съедает все на своем пути. Они вытесняют с кормушек других мелких птиц. Поэтому многие натуралисты придумывают защитные устройства для своих кормушек. Но, с другой стороны, в крупных городах часто это единственная птица, которая может выжить в таких условиях. И летом воробьи приносят большую пользу, выкармливая своих птенцов насекомыми.

4. Снегирь. Очень красивая птица, которую знает каждый ребенок. Назван он так потому, что только зимой он становится заметным – выпал снег и появились снегири. Любимый корм снегирей – ягоды рябины, причем не мякоть, а семена. Очень любят они семена ясеня. Снегири – доверчивые птицы, на кормушке сидят долго и почти неподвижно.

5. Свиристель. Крупная птица, очень яркая птица с хохолком на голове. Держатся птицы большими стаями. Польза свиристелей в том, что они разносят семена рябины и других ягод по лесу иногда на десятки километров.

6. Чечетка. Маленькая буровато-белая птичка с ярко-красной шапочкой на голове. Название свое получила за свой голосок, который слышится в стае птиц почти беспрерывно. Очень любят семена березы. Особенно трудно бывает птичкам во второй половине зимы, когда корм почти съеден.

7. Чиж. Очень маленькая зеленовато-желтая птичка. Корма предпочитает те же, что и чечетки. Часто летают с ними смешанными стаями.

8. Щегол. Обычная птица пустырей и городских окраин. Питается семенами репейника, чертополоха и других сорняков. На кормушку привлечь щеглов не трудно. Надо воткнуть в снег вокруг побольше стеблей репейника.

 Часто кормушки посещают вороновые птицы и голуби, но это нежелательные гости. 

 III ЭТАП. 

 Изготовление и размещение листовок с призывами помоги птицам. 

Агитационные выступления

На этом этапе изготовляются листовки формата А-4. Листовки должны призывать горожан подкармливать птиц. Листовки развешиваются в людных местах: на остановках, на подъездах и т.д. Затем составляются отчеты о количестве листовок и местах их распространения, желательно с фотографиями.

Можно подготовить небольшие агитационные выступления и проводить их в разных классах школы. Об этих мероприятиях также составляются отчеты с фотографиями.

     В конце января проводятся зимние учеты птиц. Для этого выбирается один день и учитывается все встреченные птицы по количеству и видовому составу. 

 IV ЭТАП 

       Изготовление и развешивание скворечников и домиков для птиц 

К изготовлению скворечников нужно подходить серьезно, потому что неправильно сделанный домик может стать западней для птиц и их потомства, таким образом, принеся не пользу, а вред.

Вот несколько советов:

- Домик должен быть плотным с толстыми стенками. Тонкостенных и, тем более, фанерных, домиков птицы избегают. Добротная дуплянка, выдолбленная из колоды, еще лучше.

- Не красьте скворечник и не делайте у летка никаких крылечек и перил.

- Вешайте скворечник повыше и крепко, чтобы не болтало ветром. Леток должен быть направлен к востоку.

- Не вешайте рядом два скворечника.

- Внутри скворечника доски не должны быть гладко отстроганы, иначе птенцы не смогут выбраться из него.

- Не нужно стремиться к большому количеству домиков, лучше изготовить их меньше, но качественно.

По окончании этого этапа также предоставляются отчеты.

 V ЭТАП 

       Заключительное мероприятие «День птиц» 

Празднование «Дней птиц» в нашей стране имеет давнюю историю. Эта традиция родилась еще во второй половине XIX века. С 1927 года «День птиц» праздновался юннатами Советской России.

В 1999 году Союз охраны птиц России решил возродить традицию «Дня птиц России». Наибольшую активность в деле возрождения праздника проявили педагоги и учащиеся школ, станции юннатов, школьные лесничества.

Главная задача «Весенних дней птиц» - привлечение в городские зеленые насаждения птиц - дуплогнездников.

       Праздник «День птиц» традиционно проводится в первых числах апреля. Это заключительное мероприятие, на котором подводятся итоги всей работы, проведенной за год. 

На празднике происходит награждение победителей и самых активных участников акции. Награждение чередуется с выступлениями участников праздника.

Праздник можно провести и в виде интеллектуальной игры, например «Брейн-ринга» или КВНа. Примерный сценарий «Брейн-ринга» прилагается.

                             БРЕЙН-РИНГ «ЗНАТОКИ ПТИЦ»

 Брейн-ринг – интеллектуальная игра, которую можно использовать для активизации знаний по предметам. 

Игра проводилась для учащихся среднего звена с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных в объединениях МОУ ДОД СЮН.

Материалы и оборудование

• Аудиокассеты со звуками природы

• 2 стола для игроков + 1 для жюри

• 12 стульев + 3 для жюри

• Секундомер

• Поощрительные призы для зрителей

• Призы для победившей команды

 

Сценарий

 

1-ый Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня с вами собрались на наш традиционный весенний праздник «День птиц».

Звучит фоновая музыка – звуки природы.

Ведь именно птица является вестником весны. А еще яркое солнце, которое все дольше радует нас своим теплом.

«С каждым днем теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямее падают на землю и сильнее тает снег.

… В полях показались первые проталины…» и потянулись к нам с юга птицы. «Грачи рады, что могут ковырять поле, вытаскивать проснувшихся червей. Скворцы ловят оживших насекомых. Жаворонки собирают в поле зернышки. Вслед за жаворонками прибыли самцы-зяблики – и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы…»

«Солнце повело уже новое наступление – на самые крепкие укрепления зимы. Не дремлют реки, копят силы в неволе… Ждут, не дождутся освобождения рек, озер, прудов водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, речные и болотные кулики. Ведь в освобожденной воде будет чем поживиться…

      А зима все еще не хочет сдаваться, все еще будет бросаться в контратаки – насылать морозы-утренники. Последние разбитые отряды снега еще долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов. Но скоро, скоро закукует кукушка, лес укутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется. И соловей запоет в цветущей, благоуханной сиренью. Это будет последней решительной победной солнца над зимой». 

В.Бианки

2-ой Ведущий: Сегодня, в этот весенний день мы с вами поговорим о птицах. Проведем нам праздник в форме брейн-ринга, выясним, что же вы знаете о наших пернатых соседях и поможем вам узнать о них побольше интересного.

1-ый Ведущий: послушайте условия нашей игры.

Перед вами 2 стола, за которые садятся по 6 игроков каждой команды. Ведущий задает вопрос. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команда готова отвечать, то, предварительно выбранный капитан должен поднять жезл и назвать игрока, который должен отвечать на вопрос. За правильный ответ команда получает балл. Команда, набравшая 3 балла, выходит победительницей, а взамен проигравшей садится следующая команда.

При ответах на вопросы, если ни одна команда не знает ответа, то могут помочь болельщики. Правильный ответ болельщиков дает очко команде.

Порядок выхода команд на ринг решает жребий. На вопрос ведущего команда может дать ответ только после звукового сигнала ведущего.

В конце игры остается только одна команда-победитель, которая награждается призами.

Знакомство с членами жюри… (Должно быть не менее 3 человек: первый – следит за временем подает сигналы; второй – ведет подсчет баллов; третий – следит за поднятыми жезлами (какой первый).

В паузах, когда меняется команда, производится игра со зрителями – «Угадай мелодию», «Изобрази птицу».

В конце праздника предлагается «Караоке» по «птичьей» тематике.

2-ой Ведущий:

 Итак, сосредоточились… Начало игры.

1. Сколько грамм гагачьего пуха идет на куртку полярника: 50,500,1000?

2. Почему у пингвина язык покрыт шипиками?

3. Что произойдет, если самца иволги покрасить в серый цвет?

Происходит смена команды ( и далее через 3 вопроса).

4. Что имеется и у корабля и у птицы?

5. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник?

6. Что такое «птичье молоко»

7. Зачем птицы заглатывают камешки?

8. Сколько надо ощипать гусей, чтобы собрать 1 кг. пуха: 12,25,31

9. Как называется наука, изучающая птиц?

10. Какие птицы прилетают позже всех и улетают на юг раньше других птиц?

11. Чем и как питается фламинго?

12. Какая птица выкармливает птенцов рыбой? из рыбьей чешуи делает гнездо?

13. Что делают маленькие птицы, когда видят сову?

14. Почему тело мертвого клеста даже в теплом месте долго не разлагается?

15. Какие певчие птицы-хищники?

 Дополнительные вопросы:  

Что птицам страшнее: голод или холод?

Почему большую выпь назвали быком?

В сильный мороз птицы замерзают чаще всего на лету чем сидя на месте. Чем это можно объяснить?

Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи?

Блиц-турнир

1. Какую птицу в народе называют воровкой?

2. Почему кедровку называют кедровкой?

3. Почему птицы не задыхаются в полете?

4. Почему гусь выходит из воды сухим?

5. Самая большая птица в мире ?

6. По чему ползает поползень?

7. В какую страну улетает на зиму синица?

8. Чем интересна оляпка?

9. Разводят ли страусов в нашей стране?

10. Какая птица называется фамилией великого русского писателя?

11. Дышит ли цыпленок в яйце?

12. У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

13. Бывают ли съедобные гнезда?

 Награждение победителей  

Команда, занявшая 1 место, получает памятный приз и грамоту.

II и III места – отмечаются поощрительными призами.

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 2870 | Добавил: Ledok | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Валюта

ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Экобиоцентр
  • Гость
    Сообщения:
    Аватар
    Группа:
    Гости
    Время:20:01


    Удачного прибывания на нашем портале.Для расширеных возможностей,зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
    Зарег. на сайте
    Всего -
    За месяц - 0
    За неделю - 0
    Вчера - 0
    Сегодня - 0


    МБОУ "СОШ № 6" ГО г.Кумертау Республики Башкортостан. © 2024