У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО...
Победе в Великой Отечественной войне - посвящается
Р
Педагог: Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Женщина и война...
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
(В класс входят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Педагог: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей...
1-я ученица:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
2-я ученица:
Шли женщины - и на плечах лопаты.
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав твердо губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тетю Дашу из квартиры «пять».
На тетю Дашу, рядом с нами жившую.
Двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на нее, вдову красноармейскую.
Усталую, упрямую, и резкую.
Педагог: В один день мир женщин разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем... И война. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.
1-й ученик:
... Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей,
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле.
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе.
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели.
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха,
И, как в поговорке какой.
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла.
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там на переднем краю.
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее.
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
(Исполнение песни «Катюша», сл. М. Исаковского.)
Педагог: Как же эти обыкновенные девчонки становились солдатами? Они были готовы к подвигу, но не готовы к армейским будням. Не сразу и нелегко давалась им воинская наука.
(Девушка читает стихотворение Ю. Друниной.)
Худенькой нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.
На дорогах родины осенней
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений.
Отданные с кровью города.
Если ж я солгу тебе по-женски.
Грубо и беспомощно солгу,
Лишь напомни зарево Смоленска,
Лишь напомни ночи на снегу.
3-я ученица: Стоим как-то мы с подругой на посту, охраняем склад. А в Уставе говорится, что если кто-то идет, надо его остановить словами:
«Стой! Кто идет? Стрелять буду!» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стой! Кто идет? Вы меня извините, но я стрелять буду».
4-я ученица:
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.
5-я ученица: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего.
Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат ...Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.
6-я ученица: А я когда увидела впервые раненого, упала в обморок. А когда первый раз поползла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама себе и перевязала.
Мальчики:
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала.
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Но вот в сто первый раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шёлк знамен
В печальный час.
И кровь ее пылала в них как будто...
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит.
Ресницы затенили взор лучистый.
Спокойная улыбка на ее губах.
Изогнуты спокойно брови.
Она как будто впала в забытье.
Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая.
Врагу погибель принесла, она
Бессмертною осталась, умирая.
(Звучит песня «Фронтовая сестра».)
|