Cоциально-психологическая поддержка субъектов образовательного
процесса. Корнеева Н.Н
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Станция юных натуралистов" городского округа город Кумертау
Республики Башкортостан
В современных
условиях образовательная среда и педагогический процесс становятся
более гибкими и носят исследовательский характер. Постоянный мониторинг за процессами воспитания, контроль и
диагностика, оперативный анализ ситуации и принятие согласованных эффективных
управленческих решений являются неотъемлемой частью организации
образовательного процесса и непосредственно работы педагога. Организационная
и педагогическая успешность в целом обеспечиваются деятельностной и личностной
включённостью всех участников образовательного процесса в активное
взаимодействие: обучающихся, родителей и педагогов.
In modern
conditions the educational environment and pedagogical process become more
flexible and have research character. Constant monitoring behind education
processes, control and diagnostics, the operative analysis of a situation and
acceptance of the coordinated effective administrative decisions are an
integral part of the organization of educational process and directly work of
the teacher. Organizational and pedagogical success as a whole are provided деятельностной and a personal inclusiveness
of all participants of educational process in active interaction: trained,
parents and teachers.
Воспитание личности способной осуществлять свое бытие в
различных культурных пространствах, то есть интерпретировать и верно понимать факты,
представленные посредством той или иной культурной системой мышления, должно быть
целью современной педагогики. В концепции общего среднего образования РФ
говорится о том, что «изменения в системе общественных отношений активно воздействуют
на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи
нового исторического этапа».[5] Здесь же указывается на то, что «обновление
общеобразовательной школы становится необходимым для достижения нового качества
общего образования». Таким образом, возникает необходимость создания такого
образовательного пространства, структура и процессуальные характеристики
которого могут выступать средством формирования современной личности.
В современных
условиях образовательная среда и педагогический процесс становятся
более гибкими и носят исследовательский характер. Постоянный мониторинг за процессами воспитания, контроль и
диагностика, оперативный анализ ситуации и принятие согласованных эффективных
управленческих решений являются неотъемлемой частью организации
образовательного процесса и непосредственно работы педагога. Организационная
и педагогическая успешность в целом обеспечиваются деятельностной и личностной
включённостью всех участников образовательного процесса в активное взаимодействие:
обучающихся, родителей и педагогов.
В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы
которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования
образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в
этих школах: Битянова М.Р., Качимская А.Ю. Целью работы психологов становится
не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное
психологическое сопровождение обучающихся на всем протяжении обучения, то есть
система профессиональной деятельности, направленная на создание
психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного
обучения молодёжи.
Провозглашение и распространение во всем мире новой
этики в отношении детей является важнейшей приметой нашего времени. Универсальное
выражение новой этики - Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 29 ноября 1989 года. Она подтверждает три основных права
ребенка: на выживание, на развитие и на защиту.[6]
Педагогический компонент социальной защиты детей и молодежи
заключается в учете индивидуальных особенностей и в конкретных условиях
социального созревания. Это основополагающий принцип современной
социально-педагогической парадигмы.
Реализация в науке и практике этого принципа означает,
с одной стороны, понимание детства как проблемы неравных возможностей и
различных объективных и субъективных потребностей и, с другой стороны, -
направленность социальной защиты на выравнивание возможностей для социального
старта при переходе из детства и подростковой в молодежную
социально-демографическую группу.
Педагогам, социальным педагогам и
педагогам-психологам, необходимо понять, а поняв, строго выстраивать иерархию
потребностей детей в соответствии с биологическими, психологическими и
социальными характеристиками детства.
Основная идея - создать в учебных учреждениях модель
гуманной по отношению к обучающимся социально-психологической службы,
сформировать и апробировать концепцию развивающего коллектива с позиции
социально-педагогической целесообразности и, наконец, придать учреждениям
образования статус открытого по отношению к социуму образовательных учреждений.
[1]
Совершенно
очевидно, что негативные явления имеют свойство нарастать в арифметической, а в
отдельных случаях и в геометрической прогрессии, поэтому справиться с этими
явлениями педагогам очень трудно. Родительская общественность и отдельные
учащиеся из числа «помощников социальных педагогов» могут в этом вопросе быть
лишь подспорьем, но они никак не могут профессионально решать возникающие
социально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти только
специально подготовленный социальный педагог, способный профессионально решать
социально-педагогические, юридические и иного плана проблемы.
Образование как целенаправленный процесс воспитания и
обучения человека в его собственных интересах, а также в интересах общества и
государства требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из
таких критериев является степень выраженности развивающего компонента в
образовании. Отсюда следует, что в системе образования должна присутствовать
структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера
образования.[2]
Миссия социально-психологической службы заключается в
обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании
психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих
психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение
их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное
психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.
Основные задачи социально-психологической поддержки:
- Создание единой эффективно действующей системы,
социально-психолого-педагогической помощи обучающихся, их родителям, педагогам
образовательного комплекса.
- Защита прав личности обучающихся, обеспечение их психологической
и физической безопасности,
- Психолого-педагогическая поддержка и содействие обучающихся
в проблемных ситуациях.
- Квалифицированная комплексная диагностика
возможностей и способностей обучающихся, начиная с раннего возраста согласно
специфике учебного комплекса.
- Реализация программ, преодоление трудностей в
обучении, участие специалистов социально-психологических служб в разработке
образовательных программ и проектов деятельности комплекса, адекватных
возможностям и особенностям учащегося.
- Участие образовательных учреждений в психологической
экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ,
учебно-методических пособий и иных средств обучения.
- Формирование личности учащегося, владеющего
психологическими методами защиты от стрессовых ситуаций, знающего свои права и
обязанности и умеющего ими пользоваться.
- Организация профориентационной работы с учащимися и
их родителями.
- Психолого-педагогическое сопровождение профильного
обучения; выявление и поддержка интересов и склонностей учащегося старшей
школы.
- Организация работы по профилактике правонарушений
среди обучающихся с девиантным поведением совместно с органами общественного
контроля.
На наш взгляд, для успешного выполнения этих задач, в
каждом образовательном учреждении должен быть сформирован комплекс
нормативно-правового и организационно-методического обеспечения программы
реализации социально-педагогического сопровождения школьной образовательной
программы.
Список
литературы
1. Бочарова В.Г.
Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. //
Социальная работа. -2002. - № 1. С.3-9..
2. Беличева С.А.
Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 2002.- № 7/8 - С.
23-27..
3. Воронов В.В.
Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей.
- М.: Школьная пресса, 2000.
4. Селиванов В. С.
Педагогика, Смоленск, 2001.
5. Социальная
педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Ярцев Д. В.
Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2005.
|