Экологический
туризм в профессиональной
деятельности педагога
«Вывести
детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более
сложное, чем провести урок»
(В.
Сухомлинский)
В условиях реальной угрозы глобального
экологического кризиса и существования множества локальных экологических
проблем особое значение приобрели экологическое образование и воспитание.
Экологические дисциплины введены в обязательный общеобразовательный курс школ,
средних специальных и высших учебных заведений. Тем не менее, общий уровень
экологической грамотности остается низким. В результате, мы ежедневно
сталкиваемся с пассивной жизненной позицией подавляющего большинства населения
по отношению к экологическим проблемам, число и масштабы которых не только не
уменьшаются, а напротив - растут с каждым днем.
Одной из важных причин такого положения
представляется отчужденность детей и молодежи от практики исследования и
контроля экологической обстановки, а также от принятия решений и практических
действий для ее улучшения, минимизации ущерба, наносимого природе в результате
различных видов природопользовательской деятельности человека.
Традиционные формы обучения детей
экологическим дисциплинам это школьные
уроки, теоретические занятия в учреждениях дополнительного образования и редкие
экскурсии в окрестностях населенных пунктов с теми же педагогами узкого
профиля. Эти формы дают положительные результаты только при условии высокой
степени заинтересованности учащихся, что достигается либо благодаря изобретательности и высокому профессионализму
педагога, либо в случае собственной
устойчивой мотивации ученика.
В своей работе мною используются как
традиционные формы экологического образования детей и подростков, так и
нестандартные подходы к решению проблем повышения экологического сознания учащихся
средствами туризма.
Экологический
туризм
как направление в туризме начал формироваться относительно недавно. Это
направление возникло в результате обострения экологических проблем XX века и естественного стремления человека из урбанизированного
общества не потерять связи с природой. Большинство существующих видов
туристской деятельности, так или иначе, связано с природой. Однако, не любой
вид туризма в природной обстановке можно назвать экологическим.
Безусловно, в основе любого вида туризма
лежит общая туристская подготовка, система которой хорошо прописана в
общепризнанных программах «Школы
выживания» и «Школы безопасности». Приобретение туристских навыков в данных
программах рассматривается не как досуговая деятельность или самоцель, а как
способ достижения целей иного характера.
В экологическом туризме освоение основ
любого из видов туризма или всех в комплексе крайне важно, т.к. навыки
всесторонней туристской подготовки являются залогом обеспечения
жизнедеятельности и безопасности человека, чья профессиональная деятельность
связана с длительным пребыванием в разнообразных природных условиях.
Наиболее существенным отличием
экологического вида туризма является его интеллектуальная составляющая. В
основе экологического туризма лежит познавательный интерес, являющийся
фактором, стимулирующим исследовательскую деятельность, результатом которой при
правильной ее организации может стать научное обоснование, моделирование,
проектирование и прогнозирование.
Достичь совершенного знания в этой
области невозможно только на основе изучения школьного курса, учебной или
специальной литературы без практики всесезонного исследования экологических
объектов в естественной обстановке.
Дополнительная образовательная
программа "Лесные робинзоны",
разработанная мною исходя из собственного опыта, предполагает обучению экологическому
туризму в условиях свободного выбора. Обучающийся ориентирован на:
- предмет
(любознательность),
- практическое применение знаний
и опыта в жизни (актуализация).
Если любознательность не удовлетворяется
содержанием программы или по другим причинам (например, уровнем квалификации
педагога или степенью устойчивости интереса самого обучающегося), то удержать
ребенка в программе вряд ли удастся. Поэтому мне как педагогу приходится искать
новые пути подхода к реализации своей программы.
В другом случае интерес к программе
достаточно легко поддерживается множественностью и большим разнообразием
жизненных ситуаций и задач, для решения которых необходимо владение
различными компетентностями и знаниями. Здесь предметные знания становятся не
самоцелью, а лишь необходимым инструментом для успешного решения конкретных
жизненных вопросов как профессионального, так и личностного характера.
Дополнительная образовательная программа
«Лесные робинзоны» разработана на основе собственного опыта занятий туризмом и
краеведением, тематических книг, статей и пособий, а также собственного опыта
по проведению теоретических и практических занятий для школьников и студентов
по прикладной экологии, походов, сплавов и научно-исследовательских экспедиций,
по организации и проведению конференций и экскурсий.
Дополнительная образовательная программа
"Лесные робинзоны" обеспечивает доступность дополнительного
образования для детей и подростков, преимущественно, в возрасте от 12 до 18 лет
различных категорий, не исключая детей с ограниченными возможностями здоровья,
в рамках реализации программы «Доступная среда». Большая часть занятий по
данной программе имеет практический характер, проводится в природных
условиях во все сезоны года, и требует
от их участников достаточно высокого уровня физических, морально-волевых и
интеллектуальных данных. Предпочтительным
для стартового участия в программе является возраст детей не младше 12
лет, что обусловлено возрастными возможностями.
Особенности
содержания программы
- Комплексность
- Междисциплинарность
- Надпредметность
- Практическая
(деятельностная) и профориентационная направленность
Последовательность изложения отдельных
блоков и тем занятий по программе не имеет принципиального значения и. в
большинстве случаев, определяется временем года, климатическими условиями,
возможностями и планами партнеров и другими внешними факторами. Часть
теоретических знаний воспитанники получают одновременно с практическими
занятиями в походных условиях.
Программа рассчитана на три года
обучения: 144 часа для 1 года обучения
(4 недельных часа) и 216 часов для 2 и 3
года обучения (6 недельных часов).
Содержание программы состоит из трёх основных разделов:
- основы экологических знаний и
практическая экология;
- экологическое краеведение;
- туристическая подготовка.
Особенностями программы являются
усложнение теоретического материала,
совершенствование навыков исследовательской деятельности и практического
применения знаний. Уже на первом году обучения от обучающихся требуется
достаточно высокий уровень познавательного интереса и самосознания.
Распределение нагрузки может быть построено по принципу - обязательные
еженедельные 2 часа в течение учебного года, и практический, основанный на
особенностях и способностях: конкретного набора и индивидуальных возможностях
каждого ребенка в группе. С учетом их особенностей практические занятия могут
проводиться в форме короткой экскурсии или тренировки в пределах 1-3 часов,
похода выходного дня или многодневного
некатегорийного похода (в праздничные дни и в каникулярное время). Возможно
участие наиболее подготовленных обучающихся из группы первого года обучения в
более сложных и продолжительных походах и мероприятиях, проводимых по программе
второго года обучения.
Первый год (освоение) предполагает
получение основных знаний по двум основным направлениям: туристская подготовка
и основы экологических знаний, а также приобретение первичных навыков
практической деятельности по этим направлениям. По форме организации первый
года обучения - это детское объединение, занятия в котором ведётся,
преимущественно, одним педагогом. Основной упор в первый год обучения делается
на освоение теоретических знаний и их практической отработке в краткосрочных
походах, экскурсиях, тренировках.
Второй год обучения (совершенствование)
носит преимущественно практический, прикладной характер, и предполагает
приобретение профессиональных навыков туристской, исследовательской,
экскурсионной деятельности. По форме организации деятельности
- программа выходит на уровень школы, где каждый предмет осваивается с
привлечением профессионалов-практиков. Воспитанники, достигшие определенной
степени компетентности (группа второго и третьего годов обучения), занимаются
по индивидуальному плану в режиме самостоятельной работы и консультаций, но с
обязательным прохождением практической части курса, предполагающей подготовку и
проведение более длительных и сложных походов, разработку экскурсий, экологических
троп и проведение самостоятельных или групповых исследований, участие в
исследовательских экспедициях, написание отчетов, статей, выступления с
докладами на семинарах и конференциях, защиту проектов.
Кроме образовательной, программа имеет и
спортивно-оздоровительную составляющую, т. к. обязательным условием ее освоения
является активное обучение навыкам выживания в природной обстановке (походы
различной продолжительности и сложности пешком, на лыжах, сплавы, полевые исследования)
во все периоды года и в любую погоду.
Полевая практика и некатегорийные походы
проводятся, как правило, в выходные дни и в каникулярное время, в свободной
группе - для обучающихся первого, второго и третьего года обучения
одновременно.
|