< html> Выступление на международном семинаре: "Экологический туризм в профессиональной деятельности педагога" - 22 Мая 2012 - Школьное лесничество - Школьное лесничество

Школьное лесничество

"ЭРОН" 

МЕНЮ
Категории раздела
Нормативно правовые документы [13]
Визитная карточка [2]
Методическая копилка [31]
Воспитательная работа [10]
Достижения обучающихся [4]
Публикации, отзывы [7]
Это интересно [14]
Лесоведение [6]
Материал для юных лесоводов
Почвоведение [9]
Материал для почвоведов, для подготовке к слётам
Геоботаника [2]
материал для подготовки к слёту юных ботаников
Зоология [3]
Гидробиология [3]
Охрана природы [2]
Лесные робинзоны [2]
Экология [1]
ОПРОС
Что бы хотели найти для себя на сайте?
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 91
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ВОЙТИ НА САЙТ
Besucherzahler where to meet single russian and ukraine women
счетчик посещений
Главная » 2012 » Май » 22 » Выступление на международном семинаре: "Экологический туризм в профессиональной деятельности педагога"
10:20
Выступление на международном семинаре: "Экологический туризм в профессиональной деятельности педагога"

Экологический туризм  в профессиональной

 деятельности педагога

 

«Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести урок»

                                     (В. Сухомлинский) 

В условиях реальной угрозы глобального экологического кризиса и существования множества локальных экологических проблем особое значение приобрели экологическое образование и воспитание. Экологические дисциплины введены в обязательный общеобразовательный курс школ, средних специальных и высших учебных заведений. Тем не менее, общий уровень экологической грамотности остается низким. В результате, мы ежедневно сталкиваемся с пассивной жизненной позицией подавляющего большинства населения по отношению к экологическим проблемам, число и масштабы которых не только не уменьшаются, а напротив - растут с каждым днем.

Одной из важных причин такого положения представляется отчужденность детей и молодежи от практики исследования и контроля экологической обстановки, а также от принятия решений и практических действий для ее улучшения, минимизации ущерба, наносимого природе в результате различных видов природопользовательской деятельности человека.

Традиционные формы обучения детей экологическим дисциплинам это  школьные уроки, теоретические занятия в учреждениях дополнительного образования и редкие экскурсии в окрестностях населенных пунктов с теми же педагогами узкого профиля. Эти формы дают положительные результаты только при условии высокой степени заинтересованности учащихся, что достигается либо благодаря изобретательности и высокому профессионализму педагога, либо в случае собственной устойчивой мотивации ученика.

В своей работе мною используются как традиционные формы экологического образования детей и подростков, так и нестандартные подходы к решению проблем повышения экологического сознания учащихся средствами туризма.

Экологический туризм как направление в туризме начал формироваться относительно недавно. Это направление возникло в результате обострения экологических проблем XX века и естественного стремления человека из урбанизированного общества не потерять связи с природой. Большинство существующих видов туристской деятельности, так или иначе, связано с природой. Однако, не любой вид туризма в природной обстановке можно назвать экологическим.

Безусловно, в основе любого вида туризма лежит общая туристская подготовка, система которой хорошо прописана в общепризнанных  программах «Школы выживания» и «Школы безопасности». Приобретение туристских навыков в данных программах рассматривается не как досуговая деятельность или самоцель, а как способ достижения целей иного характера.

В экологическом туризме освоение основ любого из видов туризма или всех в комплексе крайне важно, т.к. навыки всесторонней туристской подготовки являются залогом обеспечения жизнедеятельности и безопасности человека, чья профессиональная деятельность связана с длительным пребыванием в разнообразных природных условиях.

Наиболее существенным отличием экологического вида туризма является его интеллектуальная составляющая. В основе экологического туризма лежит познавательный интерес, являющийся фактором, стимулирующим исследовательскую деятельность, результатом которой при правильной ее организации может стать научное обоснование, моделирование, проектирование и прогнозирование.

Достичь совершенного знания в этой области невозможно только на основе изучения школьного курса, учебной или специальной литературы без практики всесезонного исследования экологических объектов в естественной обстановке.

 Дополнительная образовательная программа  "Лесные робинзоны", разработанная мною исходя из собственного опыта, предполагает обучению экологическому туризму в условиях свободного выбора. Обучающийся ориентирован на:

-   предмет (любознательность),

-   практическое применение знаний и опыта в жизни (актуализация).

Если любознательность не удовлетворяется содержанием программы или по другим причинам (например, уровнем квалификации педагога или степенью устойчивости интереса самого обучающегося), то удержать ребенка в программе вряд ли удастся. Поэтому мне как педагогу приходится искать новые пути подхода к реализации своей программы.

В другом случае интерес к программе достаточно легко поддерживается множественностью и большим разнообразием жизненных ситуаций и задач, для решения которых необходимо владение различными компетентностями и знаниями. Здесь предметные знания становятся не самоцелью, а лишь необходимым инструментом для успешного решения конкретных жизненных вопросов как профессионального, так и личностного характера.

 Дополнительная образовательная программа «Лесные робинзоны» разработана на основе собственного опыта занятий туризмом и краеведением, тематических книг, статей и пособий, а также собственного опыта по проведению теоретических и практических занятий для школьников и студентов по прикладной экологии, походов, сплавов и научно-исследовательских экспедиций, по организации и проведению конференций и экскурсий.

Дополнительная образовательная программа "Лесные робинзоны" обеспечивает доступность дополнительного образования для детей и подростков, преимущественно, в возрасте от 12 до 18 лет различных категорий, не исключая детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках реализации программы «Доступная среда». Большая часть занятий по данной программе имеет практический характер, проводится в природных условиях  во все сезоны года, и требует от их участников достаточно высокого уровня физических, морально-волевых и интеллектуальных данных. Предпочтительным   для стартового участия в программе является возраст детей не младше 12 лет, что обусловлено возрастными возможностями.

Особенности содержания программы

-   Комплексность

-   Междисциплинарность

-   Надпредметность

-   Практическая (деятельностная) и профориентационная направленность

Последовательность изложения отдельных блоков и тем занятий по программе не имеет принципиального значения и. в большинстве случаев, определяется временем года, климатическими условиями, возможностями и планами партнеров и другими внешними факторами. Часть теоретических знаний воспитанники получают одновременно с практическими занятиями в походных условиях.

Программа рассчитана на три года обучения: 144 часа  для 1 года обучения (4 недельных часа)  и 216 часов для 2 и 3 года обучения (6 недельных часов).

Содержание программы  состоит из трёх основных разделов:

- основы экологических знаний и практическая экология;

- экологическое краеведение;

- туристическая подготовка.

Особенностями программы являются усложнение теоретического  материала, совершенствование навыков исследовательской деятельности и практического применения знаний. Уже на первом году обучения от обучающихся требуется достаточно высокий уровень познавательного интереса и самосознания. Распределение нагрузки может быть построено по принципу - обязательные еженедельные 2 часа в течение учебного года, и практический, основанный на особенностях и способностях: конкретного набора и индивидуальных возможностях каждого ребенка в группе. С учетом их особенностей практические занятия могут проводиться в форме короткой экскурсии или тренировки в пределах 1-3 часов, похода выходного дня или  многодневного некатегорийного похода (в праздничные дни и в каникулярное время). Возможно участие наиболее подготовленных обучающихся из группы первого года обучения в более сложных и продолжительных походах и мероприятиях, проводимых по программе второго года обучения.

Первый год (освоение) предполагает получение основных знаний по двум основным направлениям: туристская подготовка и основы экологических знаний, а также приобретение первичных навыков практической деятельности по этим направлениям. По форме организации первый года обучения - это детское объединение, занятия в котором ведётся, преимущественно, одним педагогом. Основной упор в первый год обучения делается на освоение теоретических знаний и их практической отработке в краткосрочных походах, экскурсиях, тренировках.

Второй год обучения (совершенствование) носит преимущественно практический, прикладной характер, и предполагает приобретение профессиональных навыков туристской, исследовательской, экскурсионной деятельности. По форме организации  деятельности  - программа выходит на уровень школы, где каждый предмет осваивается с привлечением профессионалов-практиков. Воспитанники, достигшие определенной степени компетентности (группа второго и третьего годов обучения), занимаются по индивидуальному плану в режиме самостоятельной работы и консультаций, но с обязательным прохождением практической части курса, предполагающей подготовку и проведение более длительных и сложных походов, разработку экскурсий, экологических троп и проведение самостоятельных или групповых исследований, участие в исследовательских экспедициях, написание отчетов, статей, выступления с докладами на семинарах и конференциях, защиту проектов.

Кроме образовательной, программа имеет и спортивно-оздоровительную составляющую, т. к. обязательным условием ее освоения является активное обучение навыкам выживания в природной обстановке (походы различной продолжительности и сложности пешком, на лыжах, сплавы, полевые исследования) во все периоды года и в любую погоду.

Полевая практика и некатегорийные походы проводятся, как правило, в выходные дни и в каникулярное время, в свободной группе - для обучающихся первого, второго и третьего года обучения одновременно.

Категория: Публикации, отзывы | Просмотров: 785 | Добавил: Ledok | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Валюта

ПОИСК
КАЛЕНДАРЬ
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Экобиоцентр
  • Гость
    Сообщения:
    Аватар
    Группа:
    Гости
    Время:19:52


    Удачного прибывания на нашем портале.Для расширеных возможностей,зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
    Зарег. на сайте
    Всего -
    За месяц - 0
    За неделю - 0
    Вчера - 0
    Сегодня - 0


    МБОУ "СОШ № 6" ГО г.Кумертау Республики Башкортостан. © 2024