Тема: Природа и МЫ.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину»
М.Пришвин
Задачи: используя технику аппликации - коллаж, выполнить плакат по экологии. Лаконичность и выразительность композиции и цветового решения. Через плакат передать отношение к природе родного края.
На доске: Тема, эпиграф, и плакат-коллаж с текстом «Все прекрасное на земле – от солнца и все хорошее от человека» М.Пришвин
Материалы и инструменты: заготовка – плакат с вырезанными из цветной бумаги деревьями, солнцем, силуэт Земли, Башкортостана. Ножницы, цветная бумага, клей, скотч, вырезки из журналов животных и природы.
Ход урока:
Мы живем на большой планете - Земля, единственной планете, где есть жизнь. Наша страна - Россия, наша республика - Башкортостан. Кумертау – это наша малая Родина.
Поговорим о нашей планете Земля. Человек всегда жил в единстве с природой. Деревья обогревали его жилище, животные кормили человека, одевали в теплые меха. Но вот человечество стало развиваться, особенно в наш технический век.
Фабрики, заводы, машины стали отравлять воздух, воду - стала гибнуть рыба, птицы. Города разрастаются, вырубаются леса, исчезают звери, птицы. И вот человек опомнился. В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов - охрана животных и растений.
Экология - это охрана чистоты окружающей нас природы.
Чистота воды, воздуха, почвы. Человек стал создавать заповедники для сохранения многих видов животных в естественной среде. Ознакомить с Красной книгой «Редкие и исчезающие животные».
Наш Башкирский край богат степями и лесами, где обитают много животных (прочитать эпиграф на доске). И сейчас давайте представим вот такую картину:
Недалеко от Кумертау растет красивый лес с могучими деревьями, на поляне цветут ромашки, колокольчики, летают бабочки, гуляют животные (Какие животные живут в нашем районе? Дети отвечают: заяц, еж, лиса, лоси, змеи и т.д.) поют птицы, в городском пруду плещется рыба. (по мере рассказа прикрепляются к плакату вырезанные из цветной бумаги фигурки) На выходные ваши родители собрались на природу отдыхать. Подъехали на машине к берегу пруда, развели костер на траве для шашлыков. (накрываем поляну черным пятном). Папа в пруду, где мелко помыл машину (закрываем кусочек озера черным пятном). Дочка взяла сачок, стала ловить бабочек, наломала букет цветов (закрываем кусочек поляны черным пятном). Мальчик с рогаткой стал стрелять в птичек, разрушил муравейник, сломал молодую березку (закрываем кусочек леса черным пятном). К вечеру семья уехала. Одной красивой поляной стало меньше. На месте костра чернела обугленная трава, в пруду расплылось бензиновое пятно.
На поляне валялись пластиковые бутылки, обрывки газет, остатки еды, консервные банки (фигурки наклеиваем на плакат)
Раненная птичка не смогла высидеть яйца и 4 птенца погибли, плакала молодая березка, плакал на полянке заяц, порезав лапку о консервную банку.
А как надо было сделать?
Для этого сейчас мы выполним вот такое задание. Смотрим на рисунок-коллаж на доске.
Объяснить, как развести костер – снять слой почвы, сжечь мусор, который горит, а который не горит – собрать в пакет и выбросить на свалку по дороге домой. Уходя, костер потушить, закрыть снятым слоем земли.
Обратимся к плакату «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее - от человека». Эти слова Михаила Пришвина. К сожалению, и плохое - тоже от человека.
Сейчас я раздам вам вырезки животных и растений. Для выполнения плаката, техника-аппликация, коллаж, каждый вырежет силуэт ладони из цветной бумаги, наклеить растения и животных, придумать надпись: «Берегите лес», «НЕ разоряй муравейники», «Берегите животных!», «НЕ ломайте деревья!», «НЕ разоряйте гнезда!», «НЕ обижайте паучков!» и т.д.
По мере выполнения работ, убираем черные пятна на плакате, закрываем разноцветными ладошками.
Мы с вами живем на планете Земля, в нашем красивом и богатом Башкортостане и от нас зависит - какую землю мы оставим нашим детям и внукам, чтобы они могли пить чистую воду, дышать свежим воздухом, бегать по зеленой траве
|