РОДИТЕЛЯМ
Как помочь детям подготовиться к экзаменам:
Экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается
один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего
ребенка, ругать его, согласно русской традиции или пытаться поддержать на
расстоянии.
Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться
временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытанием.
Нужно помочь ребенку постичь истину - умение не сдаваться в трудной
ситуации, а, провалившись, проанализировать ошибки, вдохнуть полной грудью и
идти дальше.
> Не повышайте
тревожность ребенка накануне
экзаменов - это
может отрицательно сказаться ' на
результате тестирования. Ребенку
всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный
момент могут справиться со
своими эмоциями, то
ребенок в силу
возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
> Подбадривайте детей,
хвалите их за то, что они делают хорошо.
> Повышайте их уверенность в
себе, так как чем больше ребенок боится
неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
> Наблюдайте за самочувствием
ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и
предотвратить ухудшение состояние
ребенка, связанное с переутомлением.
> Контролируйте режим • подготовки ребенка,
не допускайте перегрузок, объясните ему, что он
обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
> Обеспечьте дома удобное
место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
> Ознакомьте ребенка с
методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический
материал,. достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику
материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы,
упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как
это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на
листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
> Договоритесь с ребенком,
что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку и ляжет спать вовремя
> Внушайте ребенку мысль, что
оценка не является совершенным
измерением его возможностей. Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит
на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена.
> Обсудите вопрос
о пользе и
вреде шпаргалок. При
переписывании со шпаргалки
снижается объем памяти. В любом случае помочь человеку может только та
шпаргалка, что написана его собственной рукой. А вот слушая ответы предыдущих
отвечающих, вы можете
узнать необходимый в материал.
> Устройте ребенку
репетицию экзамена. Возьмите
один из вариантов экзаменационных билетов. Усадите
за свободный стол, дайте 3 - 4 часа, проследите, чтобы его не отвлекали
телефон, или близкие. Проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий.
Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите об
ощущениях, возникших в ходе домашнего
экзамена: удалось ли
сосредоточиться на задании
и не отвлекаться?
> Важно, чтобы старшеклассник
обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система и так на
взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в
одной комнате с работающим телевизором или радио.
> Обратите внимание на
питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему
необходима питательная и
разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
Такие продукты, как рыба, творог, орехи,
курага и т.д. стимулируют работу
головного мозга. Французские
диетологи и психотерапевты предлагают
заедать стресс специальными бутербродами. Для их изготовления
вам понадобится:
Ржаной хлебец - содержит витамин В1, который благоприятно влияет на
работу нервной системы, снижает переутомление и раздражительность. К тому же
тщательное пережевывание жесткого хлебца поможет освободиться от тревожности.
Листик зеленого салата - богат магнием, способным эффективно понижать
возбудимость нервной системы. Зеленый цвет салата, воздействуя на сетчатку
глаза. поможет успокоиться: все оттенки зеленого - признанные борцы со
стрессом.
Кусочек твердого сыра - отличный источник витамина В6, который снабжает
нервные клетки глюкозой и тем самым обеспечивает их полную боевую готовность.
4-6 кружочков банана - богаты калием, нормализующим сердцебиение и
уменьшающим возбудимость сердечной мышцы, которая возникает после очередной
нервотрепки. А чудесный вкус банан улучшит настроение.
> Накануне экзамена
обеспечьте ребенку полноценный
отдых, он должеи отдохнуть и как следует выспаться.
> Если Ваш ребенок получил
оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите
ему справиться с
этой бедой. Не
осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого
воспользуйтесь возможностью понять, Е чем причина неудачи, обсудите, какие
выводы можно сделать и пусть ребенок всегда помнит о том, что его любят и ценят
близкие, несмотря на полученный экзаменационный результат.
Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и
обеспечить подходящие условия для занятий
Несколько универсальных рецептов для
более успешной тактики выполнения тестирования
• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестировать (заполнения бланков),
когда ты прояснил все непонятные для себя моменты сосредоточься и забудь про
окружающих. Для тебя существует только текст заданий v часы, регламентирующие время выполнения теста.
Торопись не спеша! Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и
убедись, что ты правильно понял, чтс от тебя требуется.
• Начни с легкого!
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься,не останавливаясь на
тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда .ты успокоишься, голова
начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные
или непонятные задания. Помни: в
тексте всегда найдутся
такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
• Читай задание до конца! Спешка не должна
приводить к тому, что ты стараешься
понять условия задания
"по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении.
Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем
задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как
правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэто.му знания, которые ты
применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), не помогают правильно решить
новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект -
забудь о неудаче в прошлом задании. Думай только о том, что каждое новое
задание - это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если
последовательно исключать
те, которые явно не
подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на
одном-двух вариантах.
• Запланируй два круга! Рассчитай время так,
чтобы за две трети всего отведенного
времени пройтись по
всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты
успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и
подумать над трудными ("второй круг").
• Проверь! Оставь
время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа,
но интуитивно можешь предпочесть
какой-то ответ другим,
то интуиции следует доверять!
• Не огорчайся! Стремись выполнить все задания,
но учитывай, что тестовые задания
рассчитаны на
максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне
может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Стратегии построения ответа на экзамене.
> Если
экзаменатор - человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим
количеством пауз может его разочаровать.
> Если же
экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь в у него
неосознанное
неудовольствие слишком оживленной ми: жестикуляцией и громким голосом.
> Никогда не забывай о необходимости соблюдения
чувства меры. Ничего лж
> Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут
первыми», преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в
конце «троечников».
> Если предыдущий
ученик ответил на «3»
или «2», продемонстрируй противоположный стиль
ответа.
> Проявляйте
уверенность в поведении, а не в высказываниях, т.е. не говорит элементарно» и
т.д. У преподавателя может возникнуть желание доказать в в его науке ничего
элементарного нет.
> Начинайте
с хорошо известного вопроса. Если начинаете со 2-го вопро< спрашивайте разрешения,
не демонстрируйте незнание.
> Владея
общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятелы
> Конкретные
цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.
> При
переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.
> Слушайте
предыдущих отвечающих - так вы можете узнать необходим материал.
>
Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колеб
пределах 75-80%. - 20- 5%. Если дополнения преподавателя будут зг больше 25%, у него может появиться ощущение, что
отвечал он, а Естественно, хорошей оценки у вас не будет.
> Если
экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не посмеяться, но и
поддержать его шутку.
> Речь
должна быть выразительной:
а) акцентируйте важные слова;
б) изменяйте темп речи;
в) меняйте тон голоса (не допускайте монотонности);
г) не забывайте о своем внешнем виде;
д) следите за мимикой;
е) контролируйте свои жесты.
> Если лицо
экзаменатора «каменеет», но он не делает замечание, попробовать с помощью риторических вопросов найти свою
ошибку и попробовать попробовать прейти к диалогу.
> Если вы
чувствуете, что вам делают необъективные замечания (придирки), то не спорьте, а подчеркните, что все дело не в
незнании, а в недостатке времени подготовки ответа.
> Если вы
чувствуете, что задан провокационный вопрос (заведомо ложный), то
не оспаривайте его и не
соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.
>
Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Искусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько
существенных замечаний ответа легкой фразой, которая лишь частично несет
содержание сделанных замечаний и выгодно звучит. Для этого количество замечаний
необходимо сократить, «забыв» повторить самые существенные, а остальные перефразировать
в выгодном
свете.
>
Перефразирование:
А) Вы ошиблись. Да, я
перепутал.
Б) Вы не знаете. Да, я не могу вспомнить.
В) Тут вы не правы. Да, я
не учел.
Г) Вы неправильно определили. Да, я не до конца раскрыл.
Д) Вы забыли сказать. Да, я не придал этому значения.
> В конце
ответа желательно делать
вывод. Финальные фразы
должны быть наиболее яркими.
> Если вам
уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, повторите словами уже сказанные
мысли. Возможно, преподаватель вовлечется в дискуссию во время которой вы выясните, чем он
недоволен, и попробуйте наверстать упущенное.
> В момент
выставления оценки лучше всего демонстрировать такое сое очень -- очень
волнуюсь, мне очень нужна четверка, но я стараюсь держаться и приму от вас любую оценку, которую вы
находите нужным поставить.
Выпускникам
При подготовке к экзаменам следует учитывать:
Существует мнение, что экзамен - это лотерея. Тогда как можно
объяснить' тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно,
а другие часто «проваливаются»? Умению сдавать экзамены никто специально не
учит, но знания соответствующих психологических навыков очень полезны, они
повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют успешно их сдавать.
- Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи,
удобно расположи .нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно поставить на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой
тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
- Определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и, в зависимости от этого,
максимально используй утренние или вечерние часы.
- Составляя план на каждый день подготовки, четко определи, что именно
сегодня будешь изучать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно
разделы и темы. Не надо стараться выучить весь учебник наизусть, ваша задача не
вызубрить, а понять. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорные пункты
ответа.
- Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего.
Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе
больше всего интересен и приятен. Постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело
пойдет.
- Ответы на наиболее трудные вопросы, развернуто расскажи маме, другу
или перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Запиши
ответ на магнитофон, а потом прослушай себя как бы со стороны.
- Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут -
перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку,
принять душ. Чередуй умственный и физический труд.
- Полезно составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких
листочках. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком
повторении материала.
- Если у вас в процессе подготовки к .экзаменам устали глаза, значит,
устал и организм. Выполни два любых упражнения: посмотри попеременно вверх-
вниз (15 сек), влево - вправо (15 сек); напишите глазами свое имя, отчество,
фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек), потом на
листе
бумаги перед собой (20
сек).
- Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами.
Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты,
шоколад, но перед экзаменами не следует наедаться.
- Продумай свою одежду. Постарайся избежать чрезмерно ярких, кричащих
цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, косметики. Не
стоит надевать новую одежду и обувь, т. к. в ответственный момент она может
доставить вам дискомфорт.
- И конечно, не забывайте о чувстве юмора - пусть оно не покидает вас и
во время экзаменов.
Рекомендации
по поведению в момент экзамена.
• И вот ты перед дверью
класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен совершенно спокоен!». Иди
отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в
окружении переживающих одноклассников, тем более будет нагнетаться напряжение,
чувство неуверенности, страха.
• Приведи в порядок свои
эмоции, соберись с мыслями.
• Смело входи в класс с
уверенностью, что все получится. Ты готов! Ты собран! уверен в успехе! Помни,
что вера в успех - это половина успеха!
• Сядь удобно, выпрями спину.
Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее тебя все получится.
Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокое Повтори их, не спеша
несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызс дополнительное
напряжение. В завершении сожми кисти в кулаки.
• Если ты
сомневаешься в правильности
ответа, тебе сложно
сделать вы( Доверься своей
интуиции!
• Оставь время
для проверки своей
работы хотя бы
для того, чтобы
усг пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Если ты выполняешь письменную работу.
• На экзамене более быстрый
темп, чем на уроке. Будь готов к этому.
• После того, как ты напишешь
название работы, либо прочитаешь и перепили задание, сделай перерыв на
несколько минут (между отдельными заданиями де перерыв по 1 минуте).
• На черновике решай сначала
более легкие для тебя задания, постепенно перехо, более трудным.
• Каждое действие — даже самое
простое — сразу же проверяй.
• В сочинении или изложении
обязательно составь подробный план, запиши мысли и пронумеруй.
Если ты отвечаешь устно.
• Оденься так, чтобы удобно
себя чувствовать.
• Поза при ответе очень важна.
Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не
бойся время от времени смотреть в глаза учителям.
Если ты провалился?
Запомни: сильные личности,
делая ошибки, имеют
мужество их признать. Но признание ошибки не есть
убеждение в собственной несостоятельности.
Просто данная попытка - еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное
движение тоже лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том,
что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня
отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее
преодоления. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!
Техника повторения перед экзаменом.
• Готовиться к экзамену лучше
вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу
помогать объяснять трудные вопросы, переспрашивать.
• Даты, фамилии,
географические или исторические названия
выписывай на отдельный лист.
Можешь повесить его над столом.
• Повторяй материал большими
частями. Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что
понимаешь.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|