Родительское собрание
«Экологическое воспитание в семье:
проблемы и перспективы»
За последние годы проблемы экологии чаще звучать в выступлениях политических деятелей, о них громко заговорила общественность. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.
Одним из основным условий существования современного общества является формирование экологически грамотной личности. Как выйти из создавшегося положения остановить усиливающийся экологический кризис, достичь положительных сдвигов в решении экологический проблем?
Решение этой проблемы я виду в экологическом воспитании в семье.
Семейное воспитание продолжается в течение всей жизни человека. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система потребностей, интересов, мотивов и привычек.
Семья является для ребенка источником разнообразной информации, в том числе экологической. В процессе общения со взрослыми ребенок получает первоначальные сведения о природе, об окружающем растительном и животном мире. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует свое поведение, свое отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья является хранительницей и передатчиком экологической культуры и традиций, которые заметно влияют на формирование стереотипов поведения.
Семья оказывает воздействие не только на интеллект ребенка, но и на его эмоциональную сферу. В благополучных семьях у детей формируется здоровый образ жизни, который не только обеспечивает гармоничное взаимодействие с природой, но и сохранение здоровья.
В семье через родительский опыт ребенок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Содержание дома, квартиры, усадьбы, двора в чистоте, порядке и уюте создает прообраз ячейки ноосферы, влияет на выработку стереотипов поведения, стремление всюду содержать среду обитания, рабочую зону в достойном состоянии, озеленять и благоустраивать окружающую территорию, созидать и творить ноосферу.
Поэтому очень важно на основе всестороннего учета современной бытовой экологии стремиться к созданию экологичного дома и усадьбы с полной утилизацией органических отходов и хотя бы частичной реулитизацией иных отходов.
Семья - первичный и важнейший трудовой коллектив, в котором юный гражданин проходит «первые экономические университеты», получает знания, умения и навыки по рациональному природопользованию и ресурсосбережению. Включение детей с раннего возраста в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство заботливого, рачительного хозяина дома, страны, Земли.
Отношение будущего гражданина к природе, окружающей его среде в существенной степени зависит от тех установок и стереотипов поведения, которые он получит от родителей и других родственников. Культура поведения ребенка, в том числе на лоне природы, во многом определяется семейными традициями. Пример родителей служит тем социальным образцом, ориентируясь на который ребенок овладевает способом отношения к окружающей среде, создает образ собственного видения мира природы и поведения в нем. Отношение родителей к природе как в зеркале отражается в поведении детей.
Всестороннее развитие различных форм семейного экологического воспитания и образования позволяет приобщить к этой проблеме самые широкие слои населения (взрослые, учат и пестуя детей, учатся сами).
Таким образом, в системе экологического образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом.
Однако степень реализации мощного эколого-воспитательного потенциала семьи весьма различна и зависит от многих факторов: личностной направленности, ценностных ориентации, поведенческих стереотипов, отношения к миру природы - все они различны в каждой конкретной семье. Воздействие семьи на формирование социально-экологической ответственности детей может быть как позитивным, так и негативным. Потребительский подход к природе, жестокость по отношению к животным - истоки подобных отрицательных явлений коренятся в семье. Особенно это опасно для несформировавшейся личности, поскольку в дальнейшем, как свидетельствует практика, недостатки семейного воспитания не могут восполнить никакие общественные воспитательные институты. Во многих современных, прежде всего городских, семьях экологическое воспитание вообще не осуществляется или проводится с большими издержками. Это связано со многими причинами, в том числе и с недостатками самих городских семей:
• они нередко однодетные и, как правило, лишь двухпоколенные (то есть состоят из родителей и детей: бабушки и дедушки живут отдельно). Вследствие этого наблюдается известный разрыв в передаче живого, традиционного опыта, в том числе экологического, в передаче различных экологических, природоохранных традиций и обычаев, в формировании важных умений и навыков по уходу за комнатными животными и цветами, по уходу за зелеными насаждениями и т.д. Каждая третья семья относится к числу неполных;
• квартиры у большинства горожан крайне малы по площади, плохо или совсем не приспособлены для содержания комнатных животных и растений, различных коллекций. В них очень много синтетики, различной бытовой химии и т.д., что существенно ухудшает состояние бытовой среды, делает ее опасной для здоровья людей;
• в условиях очень низких зарплат, как правило, оба родителя работают, часто при совершенно ненормированном рабочем дне (при работе по найму), или заняты на нескольких работах. Детей родители вынуждены направлять в дошкольные учреждения с 1,5-3 лет, что отрицательно сказывается на детской психике и здоровье.
• падение жизненного уровня большинства семей привело к значительному сокращению расходов на обучение, на организацию отдыха детей и т.д. Летом дети предоставлены сами себе, или, в лучшем случае, их отправляют в детские оздоровительные лагеря, где бытовые условия, питание и организация досуга в последние годы стали мало удовлетворительными;
• неоправданно широкие размеры получило социальное сиротство, увеличилось число детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка, при этом почти 50% из них помещаются в госучреждения по таким причинам, как лишение родительских прав, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении и т.д.;
• в семьях, не имеющих садово-огородных участков, дач или родственников в сельской местности, как правило, сильно страдает трудовое воспитание;
• жестокость внутри семьи, в том числе и по отношению к детям. Из-за беспрецедентных постоянных, ежедневных, ежечасных бесконтрольных передач по теле-, радиоканалам жестокости, насилия, порнографии, убийств детская психика до предела нагружается отрицательными эмоциями. Почти полное забвение СМИ народных традиций, народной культуры, народного искусства, отечественной героики, предельная перегрузка зарубежными фильмами весьма сомнительного качества искусственно создали и постоянно углубляют разрыв поколений, нарушают преемственность в передаче отечественных традиций (в том числе экологических);
• широкое распространение компьютерных игр с непременным отражением насилия (убийств, расстрелов и т.д.) создало для значительной части молодежи необходимые предпосылки для ухода в виртуальный мир, в котором все дозволено и все доступно и который изолирует молодежь (да и многих взрослых) от реального мира, реальных забот, в том числе и от экологических проблем;
• крайне отрицательно сказываются на семейном воспитании получившие в после перестроечное время широкое распространение различные формы браконьерства, бракодельства, всевозможные нарушения природоохранного законодательства, законно непослушание граждан и т.д. Все это в целом существенно снижает изначальный эколого-воспитательный потенциал семьи.
Легко говорить о любви ко всей природе, но гораздо труднее вырастить конкретное дерево во дворе дома, разбить клумбу и т.д. Настало время воспитать молодежь в духе единства с природой, в понимании, что все в природе взаимосвязано. И каких результатов мы сможем добиться в будущем, если бездумно и невежественно будем относиться к природе?!
Чтобы не повторять существующих ошибок и жить в гармонии со всем живым, мы должны знать и понимать природу. Такая цель стоит перед подрастающим поколением экологов.
Экологическое воспитание детей дает надежду на то, что на смену многим поколением потребителей природы придут люди, обладающие экологическими мышлениями, желающие жить в гармонии во всем живым.
|