Выступление на городском
семинаре
Из опыта
работы с детьми инвалидами
ПДО
Корнеевой Н.Н.
Слайд 1
Одна из главных задач деятельности нашего учреждения
дополнительного образования – социализация детей в условиях современности.
Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, как категории детей, особо нуждающихся в
помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.
В рамках Федеральной программы "Дети-ивалиды” работа
проводится по поддержке и стабилизации здоровья детей с ограниченными
возможностями. Проблема адаптации к окружающему миру отходит на второй план.
И если проблема социальной помощи семьям, имеющим
таких детей, как-то решается отделом социальной защиты населения, то проблема
социализации: включение этих детей в общественную жизнь, организация их общения
друг с другом и со сверстниками, реализация ими своих способностей, является в
данный момент наиболее актуальной.
Поэтому, начав заниматься с детьми инвалидами на дому,
передо мной возникла проблема, в разработке программы для детей с ограниченными
возможностями, и эта программа написана,
сейчас она проходит период апробации, доработки, корректировки, потому что к
каждому ребёнку с ограниченными возможностями нужен индивидуальный подход.
Слайд 2
Основная цель
данной программы - это воспитание человека с новым мировоззрением, с
такими ценнейшими гражданскими
качествами как чувство ответственности, любви к родному краю
и к природе.
Промежуточные цели:
•
углубление знаний по экологии, биологии,
географии, истории
•
созидания творческой личности через связь с
природой;
•
воспитание любви и бережного отношения к
природным богатствам;
•
обеспечение здорового образа жизни;
•
создание условий для самоопределения и
самореализации личности.
Слайд 3
Задачи
Обучающие:
•
обучение основам экологических знаний;
•
развитие умения работать с разными источниками
информации;
•
формирование
туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до
врачебной помощи.
Развивающие:
•
создание условий для развития теоретического и
диалектического мышления воспитанников;
•
создание условий для поддержания уровня
познавательной активности детей;
•
развитие способностей принимать не стандартные
решения в исключительных ситуациях.
Воспитывающие:
•
воспитание патриотизма через изучение природы
родного края;
•
формирование экологической культуры, чувства
ответственности за сохранение окружающей
среды;
•
воспитание
личности способной думать, творить, действовать;
•
укрепление
здоровья, воспитание физической культуры.
Слайд 4
Индивидуальные занятия на дому являются одной из форм
работы, для ребят, которые не могут посещать занятия в группах. Дети с большим
нетерпением всегда ждут педагогов, Дети с которыми я провожу занятия по
состоянию здоровья не могут ходить в школу, и приход педагога, который их
научит чему-то интересному, для таких ребят просто праздник.
Я занимаюсь с детьми различных категорий по
заболеваниям: дети с синдромом Дауна, с ДЦП, с нарушениями в умственном
развитии, обучение которых строится мною на индивидуальном подходе и
психолого-педагогической поддержке.
Слайд 5
Мои воспитанники ведут активную жизнь, участвуя в
различных конкурсах, выставках, различных мероприятиях. В прошедшем учебном
году мои воспитанники стали победителями и призёрами республиканских конкурсов
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мною постоянно
поддерживается тесная связь с родителями
воспитанников, которые по возможности присутствуют на занятиях, вечерах, праздниках, проводимые в
детском объединении.
Практика работы показывает, что не только дети, но и
родители нуждаются в психологической поддержке.
Слайд 6
В разговоре с родителями, я всегда говорю, что их дети
очень многое могут: «Посмотрите, какие они у вас хорошие и умные».
Некоторым родителям просто никто не говорил о том,
что, не смотря на то, что их ребёнок инвалид он может чего-то добиться в жизни.
Родители имеют возможность принимать самое активное
участие во всех проводимых мероприятиях. (
Они обязательно приглашаются на мероприятия)
Слайд 7
Участие в полевом лагере для детей-инвалидов
«Звёздный городок 2009».
В лагере дети вплотную знакомятся с полевыми условиями
жизни в природе и азами туристских навыков. Все участники лагеря живут в
палатках. Организация быта - также забота самих детей-инвалидов. Разжигание
костра, заготовка дров, воды, приготовление пищи, уборка территории бивака
являются обязательной составляющей жизни лагеря.
Слайд 8
Основное внимание в "Звездном городке"
уделяется закреплению практических навыков. Дети ориентируются по компасу в
естественных условиях и без компаса, осваивают технику движения по сложному
рельефу (переправа по бревну, спуск, подъем по склону, преодоления в брод
водных препятствий, сбор лекарственных растений), учатся работать с топографической картой, совершают экскурсии
по окрестностям озера Кандрыкуль, учатся управлять катамараном. Все занятия на
озере проходят при обязательном присутствии спасателей, инструктора по
плаванию, руководителей команд. Благодаря специальным приспособлениям -
"креслам" со спинкой и боковыми ограничителями - попробовать свои
силы на воде могут все, даже дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с полной потерей зрения.
Слайд 9
Все занятия в лагере расписываются по минутам.
Благодаря четкой организации режима дня дети легко преодолевают адаптационный
период; ровный ритм, максимальная загруженность не позволяют ребятам скучать
или бездельничать. В программу дня кроме занятий по технике пешеходного и
водного туризма обязательно входят зарядка, купание, послеобеденный отдых.
Время после ужина отдано играм и конкурсам.
Слайд 10
Лагерь завершается проведением соревнований по ориентированию,
викторина по изучению родного края, и т. д)
Наблюдая за детьми в лагере складывается мнение о
положительном влиянии пребывания в естественных природных условиях на такие
качества, как повышение самооценки, инициативы, ответственности, снижение
уровня тревожности. Повышение уровня знаний и навыков способствует адекватной
оценке своих возможностей, более открытому поведению и восприятию окружающего
мира.
В полевом лагере проводится целенаправленная работа по
формированию у детей познавательных потребностей, стремления к активному образу
жизни, раскрытию потенциала развития, несмотря на имеющиеся ограничения возможностей.
Слайд 11
Можно сказать, что программа, написанная мною работает,
и в ходе её реализации, работая с детьми, наполняет сердца моих воспитанников
радостью жизни и уверенности в завтрашнем дне.
|